Введение в предмет
(Мифология)
Как только прозвенел колокол, ученики прошли в большой, хорошо освещенный класс. Профессор уже ждал их, сидя за столом и перелистывая какую-то толстую книгу. Когда все расселись, профессор отложил книгу, дверь закрылась сама, повернувшись к ученикам, начал
- Здравствуйте, дорогие ученики. Рад приветствовать Вас на моей лекции. Я – Профессор Кот, ваш преподаватель Мифологии.
Профессор беглым взглядом пересмотрел списки учеников и вновь повернулась к классу
Запишите тему урока.
Профессор указал на доску, где появилось название темы –"Введение в мифологию"
Как вы уже поняли, это – вводный урок, потому, для начала, мы рассмотрим основы. Как вам наверно известно наше занятия будут посвящены мифологиям основных культур древнего мира – шумерской, египетской, ведийской, античной, кельтской, скандинавской, славянской, китайской, японской мифологии, а также мифологии Мезоамерики, традиции которых составляют основу идей и понятий, являющихся фундаментом мировоззрения современного мира. В древних сказаниях заложены все ключевые аспекты бытия: великая любовь и ревность; конфликт старого и нового поколений; мужество и жестокость мужчин, особенно на полях сражений; проказы плутов, любителей нарушить размеренную скуку жизни; тяжесть болезни или увечья; таинство смерти, загробная жизнь, включая возрождение и переселение душ, а также жизнь после смерти; влияние колдовства на разум и тело; страсть к странствиям или смертельные схватки с чудовищами; горечь предательства; внезапность несчастья, удачи и всего, что связано с судьбой; отношения между земным и небесным, между людьми и богами; мифы о мировом потопе; гипотезы сотворения мира и происхождения общества; и последнее, пожалуй самое важное — желание постичь сущность вселенной.
Кот улыбнулся этим завороженным лицам. И продолжил говорить, проходя мимо парт, основные названия появлялись на доске, чтобы ученики, если не знали, не ошиблись в написании имен богов и богин.
О попытках понять всю сложность мира свидетельствуют мифы древних народов, некогда живших в Месопотамии, очаге цивилизации, а также в Палестине, Древнем Иране, Египте, Индии, Китае и Японии. Природные стихии постоянно грозили гибелью населению этих стран, поэтому их мифы рисуют жизнь как непрерывную борьбу человека с силами хаоса и его победу. Так, аккадская Тиамат, чудовищное воплощение первобытного мирового хаоса-океана, погибает в яростной битве с богом Мардуком, который после победы в сражении сотворил мир.
Характерной особенностью восточных мифологий является представление древних о загробной жизни как о продолжении земной. Это ярко отразилось в мифах о царстве мертвых, о загробном суде справедливого египетского бога Осириса, свирепого индийского владыки мира мертвых Ямы и японского демона ада Эмма-о.
По-иному трактуются эти извечные вопросы в мифах Греции, Кельтики, Скандинавии, хотя европейские боги и богини, а также герои и смертные, сталкиваются с теми же проблемами жизни, смерти и судьбы. Так, афинский герой Тесей успешно справился с чудовищным Минотавром, но бросил свою верную помощницу, царевну Ариадну, а следствием его беспечности стала гибель отца Тесея, который бросился со стены афинского Акрополя.
В мифах кельтской Ирландии неспособность Кухулина на миг остановиться и поразмыслить привела к тому, что он своей рукой убил Конлайха, родного сына от амазонки Айфе. В отличие от греков и кельтов народы Северной Европы в своих сагах не создали ярких драматических традиций. Их великим героем был Тор, гроза великанов, честный и воинственный крушитель вражеских черепов, обладатель чудесного молота Мьёлльнира. В то же время морским разбойникам-викингам был по душе и Один, бог сражений и вдохновитель грозных берсеркеров. Своим воинам - викингам верховный бог Один даровал райскую жизнь в своем небесном чертоге Валхалле, где эйнхерии (доблестно павшие викинги) днем сражались, а ночью пировали в обществе прекрасных валькирий.
Мифы сплетают сложные узоры обстоятельств, не зависящих от смертных или богов. Так предназначение и судьба в европейской мифологии почти всегда предрешены. Бог Один не может справиться с неизбежной гибелью богов в день Рагнарёк; кельтский бог солнца Луг не может спасти своего сына Кухулина от гибели. Даже Зевс, верховный бог древних греков, был обязан лишь следить за ходом предсказанных событий.
Иной, по-своему интересный взгляд на мир отражен в мифологии славян-язычников, которые не выделяли себя из окружающей среды, добродушно-наивно очеловечивая всю природу. Правда, христианизация прервала эту многообещающую традицию, и сведения о пантеоне их высших богов весьма скудны. Однако известно, что славянские боги обитали на небесах; духи природы жили рядом с человеком: в доме, в поле, в лесах и реках. Это домовые, полевики, лешие, водяные, русалки, баенники, а особым почетом у славян пользовались духи предков; во время своеобразных ритуальных обрядов им подносилась первая ложка и первый кубок...
Идет время, однако мифы, первичный пласт культурной жизни человечества, продолжают привлекать наше внимание, поскольку в этих древних сказаниях по-прежнему можно разглядеть глубинную суть бытия.
Задание
1. Определение "мифа"
2. Приведите примеры мифов не более 3-х (желательно не очень известных)
Дополнительно задание №1
Сочинение на тему: "Современные мифы". (не менее 20 предложений)
Дополнительно задание №2
Сочинение на тему: "Влияние мифов на мой мир". (не менее 20 предложений)